понедельник, 23 января 2012 г.

УМ2. Анкетный опрос: технология подготовки и проведения.

Опрос - это метод сбора первичной информации, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и во-вторых регистрацию и статистическую обработку и интерпретацию.

Анкета - это объединенный единым исследовательским замыслом перечень вопросов, направленный на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Требования к анкетам:
- число вопрос должно быть не больше 30
- в анкете не должно быть вопросов, на которые невозможно ответить или на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа или с неточными формулировками
- ответа на вопросы должны соответствовать целям исследования
- осторожное формулирование личных вопросов
- вопросы, касающиеся личных или аналитических данных задаются в конце.

Структура анкеты:
1. Вводная часть: содержи текст, в котором указывается цель исследования, его направление и мотивация ответов
2. Основная часть: перечень вопросов
3. Заключительная часть: благодарность за ответы и сбор статистической информации.

Виды анкетирования: 
1) По числу респондентов:
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов),
- Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
 2) По полноте охвата:
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
3) По типу контактов с респондентом:
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

После составления анкета проходит апробацию, затем перерабатывается по необходимости и потом определяется необходимое количество опросов. Выявляется какое количество анкет необходимо заполнить, чтобы получить надежную и достоверную информацию. Если невозможно проведение сплошного исследования, то произвести выборку.
Выборка - это ограниченная группа респондентов, идентичная всему исследуемому множеству.
Панель - это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации.

Этапы проведения анкетного опроса:
• определение целей опроса;
• решение вопросов финансирования;
• разработку гипотез;
• составление анкеты и ее апробация;
• определение респондентов, выборки;
• подбор и подготовка интервьюеров (если опрос устный);
• проведение опроса;
• обработку полученных материалов и их анализ;

Достоинства: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.
Недостатки: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий